Отмена визового режима с ЕС зависит от парламента

В первую неделю июля  правительство Украины может доказать всю серьезность намерений  касательно достижения поставленных целей в либерализации визового режима.  Данная возможность возникает при рассмотрении ряда проектов законов, принятие которых необходимо для завершения  первого этапа процесса.

В зависимости от результатов работы Согласовательного Совета парламента по вопросам либерализации визового режима станет понятно:  сможет ли украинская сторона вовремя подать  в полном объеме отчет для коллег из ЕС  и приступить ко второй фазе процесса после саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе в ноябре 2013 года.

Во время своего последнего визита эксперты из ЕС акцентировали внимание на необходимости разрешения ситуации с избирательным правосудием в Украине, а так же вялотекущим рассмотрением законопроектов (в том числе связанных с дискриминацией и борьбой с коррупцией), которые необходимы для продолжения сотрудничества в данном направлении. 

Обсуждение проблемных задач происходило во время открытых слушаний Комитета  ВРУ по вопросам Евроинтеграции, вследствие которых стало ясно,  что не все готовы выразить свою поддержку, несмотря на их всеобщую значимость  для государства.

Важно понять, как много ЕС требует от Украины и не являются ли поставленные условия неравномерными тем, что Европа ставила перед другими странами на аналогичных этапах.

Борьба с коррупцией


Борьба с коррупцией остается основной задачей по мнению не только западных экспертов, но и жителей Украины. Несмотря на целый ряд законопроектов направленных на борьбу со "взяточничеством" среди чиновников принятых  в 2012 году западные эксперты как во время неофициальных встреч, так и в своих отчетах акцентируют внимание на необходимость создания специального органа, который будет заниматься расследованием коррупционных нарушений.  

На данный момент комитет по борьбе с коррупцией не отвечает необходимым критериям, т.к. его нельзя назвать независимым, а общественность не имеет возможности влиять на его работу. Конфликт интересов мешает в расследовании громких дел и эффективной работе органа.  Поскольку в данном поле помимо дискуссий и обсуждений не было принято каких-либо мер, остается надеяться только на решения, которые могут быть приняты при обсуждении на этой неделе.

Дискриминация в Украине


Предотвращение дискриминационных процессов в Украине является одним из важнейших требований в ЕС. На основе мониторинга, проведенного в 2011 году, выполнение данного требования было завершено лишь на 40%, что связано с отсутствием комплексной политики правительства в разработке комплексной программы в данном направлении.   

Изменения в данном направлении были отмечены в 2012 году, после принятия закона  "О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине", а так же после появления в 2013 году программы по защите и интеграции цыганских меньшинств до 2020 года.

Наиболее важны в данном направлении,  является проект закона  "О внесении изменений в законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия дискриминации в Украине" - от 19 февраля 2013 № 2342. Данный законопроект является наиболее противоречивым и проблемным, так как приближает Украину к правовым стандартам Европы,  обеспечивая равные условия при трудоустройстве.

Данный пункт является одним из ключевых в перечне требований со стороны Европы касательно антидискриминационным мерам в Украине, т.к. он снимает ограничения по половой принадлежности, а так же дает возможность на нормальное трудоустройство людей с ограниченными способностями, что в свою очередь обязует работодателей создавать специальные условия для таких сотрудников.  

Так же данный законопроект затрагивает  позицию государства по отношению к сексуальным меньшинствам, что объясняет нежелание многих законодателей брать на себя ответственность за принятие прогрессивных и весьма неоднозначных решений. Поэтому в данном случае, часто слышались заявления о том, что от Украины требуют намного большего, чем от других стран, что абсолютно не соответствует реальности.  

Опыт других европейских государств


В истории новой Европы западные балканские страны первые участвовали в гонке за возможностью посещения ЕС без виз.  На тот момент ситуация с правами человека в этих странах отражала реальные проблемы в этих государствах.  На тот момент для ЕС механизм воздействия визовой политикой на третьи страны был достаточно новым, но, не смотря на это, он практически не отличался по сравнению с тем, что сейчас работает в отношениях с  Украиной.  Например, в проекте развития дорожной карты был сделан акцент на гендерном равенстве и защите прав всех национальных меньшинств.

Специфика ситуации в балканских странах после распада Югославии стала причиной принятия более жестких мер. Например, в Сербии был принят законопроект, который предусматривал жесткие санкции за дискриминацию и защищал права  лиц, которые наиболее часто подвергались дискриминации.  Помимо этого был введен Директорат гендерного равенства, созданный для контроля  над соблюдением прав женщин  и  институт опекунства, который защищал права детей.

Значительные усилия в вопросе внедрения новых стандартов предпринимали Македония и Черногория, которые первыми получили положительные оценки со стороны ЕС. Однако, как и в случае с Украиной разногласия вызывали законопроекты, в которых упоминались ЛГБТ-сообщества. В большинстве случаев  такая ситуация более обусловлена  обычаями и социальными взглядами внутри государства, нежели нежеланием защищать права сексуальных меньшинств.

Более строгие условия


Опыт ЕС по введению безвизового режима для Сербии, Черногории и Македонии показал, что после получения "зеленого" света со стороны Европейских стран для правительств данных стран  пропал стимул для дальнейшего совершенствования правового законодательства. Это послужило причиной для более строгого порядка достижения соглашений с другими государствами и уже в отношении балканских стран  "следующей волны" - Албании и Боснии и Герцеговины ЕС  использует подход, который предусматривает принятие решения о безвизовом режиме только после четкого выполнения всех поставленных требований.

Таким образом, с целью воспрепятствования формальной и искусственной политике выполнения поставленных требований  ЕС внедрил четкий механизм сотрудничества, который предусматривал четкость и более глубокий контроль прогресса. Помимо этого  в отношении Украины, Грузии и Молдовы Европейским Союзом был введен двухэтапный порядок достижения поставленных задач.    

В данном случае Молдова выполнила требования относительно равенства трудовых прав всех граждан еще в 2012 году, что позволило им перейти к следующей фазе  введения безвизового режима.

В заключении, можно сказать, что в зависимости от результатов рассмотрения законопроекта № 2342 можно будет сделать выводы о дальнейшей судьбе сотрудничества Украины с  ЕС. Принятие законопроекта позволит перейти Украине ко второй фазе выполнения ПДВЛ после саммита в ноябре, в то время как отказ может стать причиной негативной реакции со стороны ЕС.  Такие действия со стороны Украины будут сигналом для Европы об нежелании принимать даже минимальные стандарты Европейского Союза, что может послужить причиной для отсрочки рассмотрения вопроса о безвизовом режиме на неопределенное время.